ГБОУ СК "Гимназия № 25"
город Ставрополь
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность – интегральная характеристика образовательных достижений школьников в процессе освоения требований ФГОС общего образования, которая проявляется в способности использовать освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Поэтому оценка функциональной грамотности – читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности – имеет сложный комплексный характер и может проводится на всех предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

    Приоритетной целью государственной образовательной политики стало вхождение России в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Для этого необходимо, чтобы российские школьники показывали высокие результаты в международных исследованиях по оценке качества образования. В таких исследованиях большую ценность имеет сформированность функциональной грамотности учеников.

    Примером международной оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста является PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment). Оценку проводит Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе – для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа должна создавать условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО).

    ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).

    • План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2024-2025 учебный год

    Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) среди обучающихся гимназии посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.

    Задачи: 

    1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
    2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
    3. Выявить затруднения и проблемы, имеющиеся в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
    4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми на федеральном уровне подходами к формированию и оценке функциональной грамотности и банком открытых заданий для обучающихся.
    5. Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
    6. Отразить в рабочих программах педагогов разделы по формированию функциональной грамотности обучающихся.
    7. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
    8. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
    9. Пополнить и актуализировать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
    10.  Ввести в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательных отношений) часы для ведения функциональной грамотности. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.

    Ожидаемые результаты:

    1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами гимназии.
    2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
    3. Пополненный и актуализированный банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
    4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся.
    5. Повышение качества образования.

    № п/п

    Наименование мероприятия проекта

    Срок реализации проекта

    Результат реализации мероприятия

    Исполнители мероприятия

    ЭТАП 1. Подготовительный

    1

    Внесение изменений в разделы ООП с учетом подходов и требований новых ФГОС ООО и НОО по формированию функциональной грамотности

    Август 2024

    Внесены изменения в целевой и содержательный разделы ООП уровней образования. Внесены дополнения в раздел «Планируемые результаты», рабочие программы по предметам и курсам внеурочной деятельности с учетом подходов и требований ФГОС-2021 по формированию функциональной грамотности

    Заместитель директора по УВР Сыромятникова Т.А., рабочая группа

    2

    Корректировка внутришкольной системной модели формирования функциональной грамотности обучающихся

    Август 2024

    Внутришкольная системная модель формирования функциональной грамотности обучающихся

    Заместитель директора по УВР Бабич Е.В.

    3

    Корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию плана по формированию функциональной грамотности обучающихся в школе

    Август – сентябрь

    2024

    Комплекс утвержденных локальных актов

    Заместитель директора по УВР Бабич Е.В.

    4

    Включение в план внеурочной деятельности курсов, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся

    Август 2024

    Учебный курс «Функциональная грамотность» в плане внеурочной деятельности  ООП НОО, ООО

    Заместитель директора по ВР Салова Л.И.

    5

    Разработка памятки для участников образовательных отношений «Функциональная грамотность и ее компоненты»

    Август – сентябрь

    2024 г

    Информирование участников образовательных отношений

    Заместитель директора по УВР Бабич Е.В.

    6

    Родительские собрания «Функциональная грамотность как образовательный результат»

    По графику

    Информирование родителей

    Заместитель директора по УВР Бабич Е.В., классные руководители

    7

    Актуализация информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте гимназии

    Сентябрь

    2024

    Информирование всех участников образовательных отношений

    Зам. директора по информатизации Рыженко Т.А.

    8

    Пополнение и актуализация банка оценочных материалов на основе банка заданий, в том числе разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Сентябрь 2024

    Актуализированный и пополненный школьный банк оценочных материалов 

    Заместитель директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО

    9

    Организация семинара по теме «Опыт реализации содержания и форм  активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности».

    Октябрь 2024

    Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования функциональной грамотности

    Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А.

    10

    Проведение инструктивных совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности школьников

    В течение года

    Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования функциональной грамотности

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В.

    ЭТАП 2. Практический

     1

    Внедрение в учебный процесс практико-ориентированных заданий для оценки функциональной грамотности

    В течение года

    Аналитическая справка по итогам посещения уроков

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО

     2

    Проведение диагностики для выявления уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-х, 10-х классов 

    Сентябрь 2024

    Аналитическая справка о результатах проведения стартовой диагностики и уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В., Горяинова Е.С., руководители МО

     3

    Проведение курсов внеурочной деятельности по направлениям функциональной грамотности

    В течение года

    Курсы внеурочной деятельности

    Зам. директора по ВР Салова Л.И.

     4

    Мониторинг уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности

    В течение года

    Аналитическая справка по результатам контроля уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО

     5

    Мониторинг «Оценка уровня владения педагогами технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся»

    В течение года

    Аналитическая справка «Уровень владения педагогами технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся»

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО

     6

    Проведение внеклассных мероприятий, формирующих глобальные компетенции

    В течение года

    Справки по итогам посещения внеклассных мероприятий

    Зам. директора по ВР Салова Л.И.

     7

    Методический совет по теме «Формирование глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности»

    Декабрь 2024

    Решение методического совета. Методические рекомендации «Дидактические материалы по формированию глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности»

    Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А.

     8

    Организация работы по повышению квалификации учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

    В течение года

    Развитие профессиональных компетенций учителей по вопросам формирования функциональной грамотности учеников

    Зам. директора по информатизации Рыженко Т.А., зам. директора по УВР Бабич Е.В.

     9

    Формирование банка лучших педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся

    В течение года

    Банк лучших практик учителей школы по формированию функциональной грамотности обучающихся

    Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А.

    10

    Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений

    Апрель 2025

    Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана

    Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А., рук. МО

    11

    Мониторинг реализации мероприятий плана работы

    В течение года

    Совещание при директоре

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В.

    ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный

    1

    Анализ качества результатов учеников на всероссийских проверочных работах

    Май 2025

    Анализ результатов ВПР

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В.

    2

    Анализ результатов обучающихся на внешних оценочных процедурах по функциональной грамотности

    Май 2025

    Анализ результатов внешних оценочных процедур

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В.

    3

    Анализ реализации плана работы, обобщение опыта

    Июнь 2025

    Совещание при директоре, выпуск методического пособия (сборника) с материалами по реализации плана по формированию функциональной грамотности

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО

    4

    Проведение мастер-классов педагогов «Лучшие практики формирования функциональной грамотности»

    По отдельному графику

    Проведение мастер-классов, выступления на педсовете

    Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике