Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность?
Приоритетной целью государственной образовательной политики стало вхождение России в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Для этого необходимо, чтобы российские школьники показывали высокие результаты в международных исследованиях по оценке качества образования. В таких исследованиях большую ценность имеет сформированность функциональной грамотности учеников.
Примером международной оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста является PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment). Оценку проводит Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе – для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа должна создавать условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО).
ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).
- План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2024-2025 учебный год
Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной) среди обучающихся гимназии посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
- Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Выявить затруднения и проблемы, имеющиеся в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
- Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми на федеральном уровне подходами к формированию и оценке функциональной грамотности и банком открытых заданий для обучающихся.
- Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
- Отразить в рабочих программах педагогов разделы по формированию функциональной грамотности обучающихся.
- Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
- Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
- Пополнить и актуализировать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Ввести в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательных отношений) часы для ведения функциональной грамотности. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
Ожидаемые результаты:
- Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами гимназии.
- Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Пополненный и актуализированный банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Повышение качества образования.
№ п/п |
Наименование мероприятия проекта |
Срок реализации проекта |
Результат реализации мероприятия |
Исполнители мероприятия |
ЭТАП 1. Подготовительный |
||||
1 |
Внесение изменений в разделы ООП с учетом подходов и требований новых ФГОС ООО и НОО по формированию функциональной грамотности |
Август 2024 |
Внесены изменения в целевой и содержательный разделы ООП уровней образования. Внесены дополнения в раздел «Планируемые результаты», рабочие программы по предметам и курсам внеурочной деятельности с учетом подходов и требований ФГОС-2021 по формированию функциональной грамотности |
Заместитель директора по УВР Сыромятникова Т.А., рабочая группа |
2 |
Корректировка внутришкольной системной модели формирования функциональной грамотности обучающихся |
Август 2024 |
Внутришкольная системная модель формирования функциональной грамотности обучающихся |
Заместитель директора по УВР Бабич Е.В. |
3 |
Корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию плана по формированию функциональной грамотности обучающихся в школе |
Август – сентябрь 2024 |
Комплекс утвержденных локальных актов |
Заместитель директора по УВР Бабич Е.В. |
4 |
Включение в план внеурочной деятельности курсов, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся |
Август 2024 |
Учебный курс «Функциональная грамотность» в плане внеурочной деятельности ООП НОО, ООО |
Заместитель директора по ВР Салова Л.И. |
5 |
Разработка памятки для участников образовательных отношений «Функциональная грамотность и ее компоненты» |
Август – сентябрь 2024 г |
Информирование участников образовательных отношений |
Заместитель директора по УВР Бабич Е.В. |
6 |
Родительские собрания «Функциональная грамотность как образовательный результат» |
По графику |
Информирование родителей |
Заместитель директора по УВР Бабич Е.В., классные руководители |
7 |
Актуализация информационно-справочного раздела «Функциональная грамотность» на сайте гимназии |
Сентябрь 2024 |
Информирование всех участников образовательных отношений |
Зам. директора по информатизации Рыженко Т.А. |
8 |
Пополнение и актуализация банка оценочных материалов на основе банка заданий, в том числе разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» |
Сентябрь 2024 |
Актуализированный и пополненный школьный банк оценочных материалов |
Заместитель директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО |
9 |
Организация семинара по теме «Опыт реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности». |
Октябрь 2024 |
Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования функциональной грамотности |
Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А. |
10 |
Проведение инструктивных совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности школьников |
В течение года |
Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования функциональной грамотности |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В. |
ЭТАП 2. Практический |
||||
1 |
Внедрение в учебный процесс практико-ориентированных заданий для оценки функциональной грамотности |
В течение года |
Аналитическая справка по итогам посещения уроков |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО |
2 |
Проведение диагностики для выявления уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 5-х, 10-х классов |
Сентябрь 2024 |
Аналитическая справка о результатах проведения стартовой диагностики и уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В., Горяинова Е.С., руководители МО |
3 |
Проведение курсов внеурочной деятельности по направлениям функциональной грамотности |
В течение года |
Курсы внеурочной деятельности |
Зам. директора по ВР Салова Л.И. |
4 |
Мониторинг уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности |
В течение года |
Аналитическая справка по результатам контроля уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО |
5 |
Мониторинг «Оценка уровня владения педагогами технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся» |
В течение года |
Аналитическая справка «Уровень владения педагогами технологиями формирования функциональной грамотности обучающихся» |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО |
6 |
Проведение внеклассных мероприятий, формирующих глобальные компетенции |
В течение года |
Справки по итогам посещения внеклассных мероприятий |
Зам. директора по ВР Салова Л.И. |
7 |
Методический совет по теме «Формирование глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» |
Декабрь 2024 |
Решение методического совета. Методические рекомендации «Дидактические материалы по формированию глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности» |
Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А. |
8 |
Организация работы по повышению квалификации учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся |
В течение года |
Развитие профессиональных компетенций учителей по вопросам формирования функциональной грамотности учеников |
Зам. директора по информатизации Рыженко Т.А., зам. директора по УВР Бабич Е.В. |
9 |
Формирование банка лучших педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся |
В течение года |
Банк лучших практик учителей школы по формированию функциональной грамотности обучающихся |
Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А. |
10 |
Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений |
Апрель 2025 |
Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана |
Зам. директора по УВР Сыромятникова Т.А., рук. МО |
11 |
Мониторинг реализации мероприятий плана работы |
В течение года |
Совещание при директоре |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В. |
ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный |
||||
1 |
Анализ качества результатов учеников на всероссийских проверочных работах |
Май 2025 |
Анализ результатов ВПР |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В. |
2 |
Анализ результатов обучающихся на внешних оценочных процедурах по функциональной грамотности |
Май 2025 |
Анализ результатов внешних оценочных процедур |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В. |
3 |
Анализ реализации плана работы, обобщение опыта |
Июнь 2025 |
Совещание при директоре, выпуск методического пособия (сборника) с материалами по реализации плана по формированию функциональной грамотности |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО |
4 |
Проведение мастер-классов педагогов «Лучшие практики формирования функциональной грамотности» |
По отдельному графику |
Проведение мастер-классов, выступления на педсовете |
Зам. директора по УВР Бабич Е.В., руководители МО |